Реабилитационный центр.

Профессиональное лечение наркомании и алкоголизма.

businessname logo от 1500 руб Реабилитационный центр «Школа независимости» Валентины Новиковой Россия, Санкт-Петербург, В.О., линия 2-я, д. 3. м Василеостровская, м. Спортивная.
  • По приобретению литературы, группам
    +7 (812) 328-32-54
  • По вопросам лечения, реабилитации +7 (981) 906-80-51

    Звоните, пишите,
    Анонимная помощь

РОДИТЕЛЯМ И БЛИЗКИМ

Получите бесплатную консультацию

Мы ответим на все интересующие вопросы,
или звоните по телефону

+7 (981) 906-80-51

Созависимость. Терминология и понятия

В настоящее время считается, что проблема употребления ПАВ является семейной проблемой, т.е. зависимость от ПАВ – семейная болезнь

1. Она часто встречается у нескольких членов одной и той же семьи

2. Передаётся из поколения в поколение

3. Даже, если в семье есть только один химзависимый, то все остальные члены семьи страдают психологически

Просто невозможно жить рядом с алкоголиком или наркоманом и не быть вовлечённым в его жизнь эмоционально. Это, кстати, единственное заболевание, которое вызывает столько негативных эмоций. Психологическое состояние родственников больных зависимостью обозначают термином – созависимость.

Такие зависимости, как алкоголизм и наркомания признаны Всемирной организацией здравоохранения заболеванием, и эти заболевания зарегистрированы в международной классификации болезней под определённым номером.

Если кто-то считает, что:

  • алкоголизм или наркомания порождается плохим воспитанием
  • отсутствием силы воли
  • дурными наклонностями
  • только слабые личности становятся зависимыми

– это ошибочное мнение!

Зависимость от алкоголя, наркотиков и других ПАВ

  • это хроническое
  • неизлечимое
  • смертельное заболевание

но жить с этим заболеванием можно, если не употреблять наркотики, ПАВ

Это заболевание невозможно вылечить — даже, если алкоголик или наркоман находится в состоянии ремиссии, т.е. не пьёт или не колется, заболевание продолжает прогрессировать.

Таков парадокс: вылечить НЕЛЬЗЯ, а жить с этой болезнью можно.

Выздоравливать для зависимого — это значит менять качество жизни, для этого надо работать над собой ежедневно (модель движущегося вниз эскалатора, по которому ты бежишь вверх). В 1935г. в Америке зародилось движение взаимопомощи АА, в настоящее время это движение широко распространено во всём мире. Программа взаимопомощи «12 шагов» АА, с успехом используется AN, а также, при других видах зависимостей.

Такие программы существуют и в нашем городе, они помогают зависимым не только оставаться в трезвости, но и выздоравливать.

Такая программа есть

  • для анонимных наркоманов она называется AN
  • для родителей наркоманов называется Нар – Анон
  • для анонимных алкоголиков она называется AА
  • для членов семьи с алкогольной проблемой, называется Ал – Анон

Созависимость – приобретенное и усвоенное дисфункциональное поведение, которое может быть связано

  • с воспитанием в дисфункциональной семье и в дисфункциональном обществе
  • возникшее вследствие незавершенности решения задач развития в раннем детстве
  • многие проблемы, которые существуют у родителей, являются результатом их неправильного воспитания в родительских семьях
  • проблемы ребёнка взаимосвязаны с проблемами взрослых членов семьи

Развитие зависимости и СЕМЬЯ

В семье усиливаются конфликты, реагируя на поведение подростка, родители усиливают репрессивные меры.

Стадия злоупотребления характе ризуется употреблением наркотиков, алкоголя в будние дни недели со следующими сопутствующими эффектами: снижением успеваемости в школе, избеганием близких друзей, ссорами, драками в семье, депрессией, воровством, ложью и искажённым восприятием действительности. Увеличивается потребность в более сильных наркотиках и частоте их приёма. На этой стадии наркотическое опьянение становится нормой. Чтобы добыть деньги подростки начинает воровать, и часто у него возникают трудности с законом, девочки начинают заниматься проституцией.

Наконец, стадия зависимости – употребление используется, для того чтобы чувствовать себя нормально, употребление становится образом жизни и всякая другая деятельность теряет смысл. Если на начальные стадии проходят под лозунгом «Живу чтобы употреблять», то на стадии зависимости лозунг становится «Употребляю чтобы жить». На этой стадии подросток бросает школу или его могут исключить из неё. В его поведение становится асоциальным. Конфликты в семье могут достигать максимального накала. Подросток переживает целый спектр чувств, отчасти обусловленных изменениями в физиологии: злость, депрессия, чувство вины, жалость к себе. Ухудшается физическое состояние, происходит потеря веса, частые болезни, гепатит, ВИЧ, венерические заболевания, потеря памяти, невозможность сосредоточиться, ухудшение мыслительных способностей и др. могут возникать суицидные мысли.

На этой стадии происходит усугубление проблемы, но зависимый всё больше отрицает её серьёзность. (Отрицание – это один из симптомов заболевания). Самим человеком его состояние воспринимается, как нормальное, тогда как в действительности его проблемы становятся заметны любому постороннему человеку.

Созависимость – приобретенное и усвоенное дисфункциональное поведение, которое может быть связано с воспитанием в дисфункциональной семье и в дисфункциональном обществе. Возникающее вследствие незавершенности решения задач развития в раннем детстве. Многие проблемы, которые существуют у родителей, являются результатом их неправильного воспитания в родительских семьях. Проблемы ребёнка взаимосвязаны с проблемами взрослых членов семьи, можно сказать, что мы передаём свои проблемы по наследству.

Например, человек воспитанный эмоционально холодными родителями, часто женится (или выходит замуж) на том, кто более зависим и привязан, в то время как человек воспитанный более зависимыми и привязанными родителями, будет искать супруга более независимого. Подобная тяга к противоположностям является попыткой решить не решённые в раннем детстве проблемы «привязанности и отделения». Однако отношения «противоположностей» зачастую являются более конфликтными, т.к. эти вопросы нередко идут по кругу, требуя завершения.

В каждом возрасте человек решает определённые задачи развития этого возраста. Например, от рождения до 3 лет:

  • Соединение с матерью, отцом, другими значимыми людьми
  • Развитие чувства доверия, безопасности
  • Умение ходить, говорить
  • Умение контролировать процессы естественного отправления и др.

От 3 до 6 лет:

  • Развитие чувства собственного «Я», отделение от других
  • Развитие настойчивости, умение полагаться на себя при столкновении с неудачей или критикой
  • Развитие способности брать на себя ответственность за свои действия и решения
  • Развитие способности делиться с другими
  • Выработка разумной независимости в повседневных навыках
  • Формирование понятий о физическом и материальном мире и др.

Таким образом, между новорождённым ребенком и мамой должна установиться связь (базовое доверие), которая служит основой доверия к миру. Если что–то помешало процессу объединения с мамой (болезнь, отделение от мамы), то ребёнок может стать созависимым и впоследствии испытывать трудности с доверием. Исследования в области датской психологии показали, что способность достичь автономии в возрасте 2-3лет в какой-то степени зависит от завершения более ранней стадии развития – соединения. Чем полнее ребёнок соединён с матерью и отцом в течение первых дней и месяцев жизни, тем легче потом ему и его родителям успешно осуществить процесс отделения. И напротив, ребёнок, не имеющий такой связи с отцом и матерью в первые месяцы жизни, будет слишком привязан к родителям. Он будет бояться окружающего мира и перемен.

Отделение ребёнка от родителей в 2-3 летнем возрасте считается психологическим рождением ребёнка. Большинство из нас воспитаны родителями, которые сами не завершили процесс связи и/или отделения со своими родителями и не смогли обеспечить нас поддержкой, информацией и навыками для своевременного завершения этой важной стадии. Такие родители боятся, как близости, так и психологического отделения ребёнка и воспитывают зависимого от себя, инфантильного ребёнка. Такие родители испытывают трудности в проявлении чувств к ребёнку, излишне строги с одной стороны, а с другой стороны, не доверяют ребёнку, контролируют, опекают, не умеют передавать ребёнку ответственность. Иногда такая симбиотическая связь сохраняется всю жизнь (пример).

СОЗАВИСИМСОЗАВИСИМОСТЬ = СЕМЬЯ + зависимость

— Важным элементом лечебной психотерапевтической среды для химически зависимого, является его привычное окружение, его семья. Родители, жены и мужья, дети – все они могут стать для человека и причиной употребления и причиной стремления жить здоровой и достойной уважения личностью. К сожалению, при решении данных вопросов часто выявляется простая неосведомленность родственников и друзей химически зависимого об их реальной роли в его жизни.

— Семья с алкогольной проблемой напоминает сказку «Репка». Помните: «Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку». Хотя здесь говорится о ситуации, когда не столько человек тянется за рюмкой, сколько рюмка тянет человека. Рюмка «тянет на дно», допустим Петра. Петр тянет жену, жена – детей. Часто это называют кругооборотом зависимостей.

Близкие к химически зависимому люди не остаются в стороне. Они стремятся помочь ему. Это нормальный, здоровый инстинкт. Когда мы видим, что кто-то тонет, разрушает себя и других, то пытаемся его удержать. Как буквально, физически, так и в переносном смысле. Удерживать дома, вдали от «этой ужасной компании». Удержать, объясняя, переубеждая, плача, хитря, шантажируя. Такие действия в нормальной жизни дают реальные результаты.

Но жизнь зависимого не является нормальной. Она испорчена дважды. Во-первых, ненормальна его реакция на химические вещества изменяющие сознание, так как он зависим от них. Во-вторых, он живет в мире иллюзий и противоречий, которые высокой стеной отгораживают его от реальности. Можно сказать, что химически зависимый живет в мире желаемого, нежели реального.

Именно поэтому уговоры, попытки договориться и т.п. при такой жизни не действуют. Таким образом получается, что удерживая химически зависимого от употребления, аргументируя, дискутируя, веря его объяснениям и обещаниям, вы начинаете (сами не замечая того) вместе с ним кружить по кругу, в центре которого алкоголь или наркотики.

Таким образом «ваш зависимый» тянет за собой вас. Вы наверняка тянете за собой ребенка, родителей, сестру или еще кого-либо из близких родственников. Вы все страдаете и, не зная того, поддерживаете его болезнь.

Ваша жизнь также сосредотачивается вокруг наркотиков или алкоголя, несмотря на то, что вы сами не употребляете. Но вы постоянно думаете, употребит он сегодня или нет. Что вы можете сделать, чтобы он не употреблял; как вести себя, если он все же употребит. Посмотрите: ваша жизнь из-за близкого вам человека перестала зависеть от вас, а начала зависеть от наркотиков или алкоголя. Поэтому жен или мужей, родителей, подрастающих детей и других ближайших зависимому людей называют созависимыми.

Созависимость – это психологическое состояние членов семьи больного. Трезво живущие родственники таких больных эмоционально вовлечены в эту болезнь. Родственники не только сами страдают, но и строят такие взаимоотношения в семье, которые препятствуют выздоровлению больного. Созависимости подвержены жены, матери, братья, сестры, взрослые дети и даже внуки больного алкоголизмом или наркоманией. Сами больные также характеризуются признаками созависимости до развития болезни либо после наступления трезвости. Созависимые родители не могут успешно выполнять свои функции, страдают дети. Происходит повторение нежелательных событий в семье. Взрослые дети составляют группу высокого риска множественных проблем: развитие созависимости, психосоматических заболевании, тревожно — депрессивных состояний, часто они вступают в трудный брак. Созависимость излечима. Исцеление приводит к более гармоничным взаимоотношениям в семье, служит профилактикой возникновения зависимости у детей.

Созависимость – это такая жизнь, будто ты прилепилась к человеку и вращаешься вместе с ним по одной орбите. Мне было очень трудно сойти с орбиты. Очень помогли занятия в группе. Оказывается, есть и своя жизнь. Оказывается, я – не спутник, а самостоятельное небесное тело. Программа по созависимости помогла выжить мне и моей семье и дала большой толчок для духовного роста.   Т. Сухарева.

Созависимость – это отказ от себя. Чувствуешь себя недочеловеком. Но зачем же сходить с ума от проблем мужа, если можно жить своей жизнью? Да, можно жить рядом с проблемами и несмотря на проблемы близких нам людей.
Н.., выздоравливающая созависимая.

Вначале мне не понравилось, что моя жена ходит куда-то в группу. Она же возвращалась спокойной, довольной. Я почувствовал больше уважения к себе с ее стороны. Стало легче дышать – и мне, и детям. У меня пропало желание пить. К.., выздоравливающий от алкогольной зависимости.

Нужна помощь? Позвоните нам по бесплатному круглосуточному телефону

+7 (981) 906-80-51

Реабилитационный центр «Школа независимости» Валентины Новиковой
businessname logo
Email: viktor_va@mail.ru
Phone: 8-812-629-02-65
Url:
от 1500 руб
cash, credit card
В.О., линия 2-я, д. 3. м Василеостровская, м. Спортивная
Санкт-Петербург, 199034