Учебное сообщество
В Школе действуют принципы обучающего социума. В ходе ежедневных утренних встреч клиентов и персонала обсуждаются и «в текущем порядке» решаются возникающие проблемы. Один раз в неделю избираются Староста и Дежурный, круг обязанностей которых предусмотрен распорядком работы Школы, а также лица, ответственные за ход занятий по двигательным (физкультурным) упражнениям. Каждый клиент обязан во время пребывания в Школе выполнить роль Старосты или Дежурного.
Интеграционные встречи, ориентированные на определённые задания:
Проводимые консультантами и социальными работниками групповые занятия направлены преимущественно на интеграцию группы, повышение среди её участников чувства ответственности и взаимного одобрения, приобщение к функционированию «здесь и теперь», а также на обучение их видеть и называть переживаемые эмоциональные состояния и справляться с ними без помощи алкоголя (наркотиков). Одновременно психологи помогают выполнять задания, порученные в рамках индивидуальной программы обучения.
Программа «Двенадцать Шагов»
Особую роль в идеологии Школы и подходе к обучению играют связи с сообществом Анонимных Алкоголиков и Анонимных наркоманов. Они состоят, с одной стороны, в принятии на работу в качестве консультантов и социальных работников людей, одновременно являющихся многолетними участниками Сообщества, а с другой стороны, на использовании в обучающей программе элементов программы Двенадцати Шагов АА/АН.
В ходе работы над Первым Шагом ведётся анализ собственного опыта, связанного с попытками освободиться от назойливого мышления об алкоголе и выпивке, а также с многократными, неудачными попытками контроля за потреблением спиртного (наркотиков). Анализируются также такие вопросы, как: влияние алкоголя (наркотиков) на семейную жизнь и товарищеские связи, на учебу и работу, духовную и религиозную жизнь, на состояние физического здоровья, сексуальную жизнь, идеалы и сознание собственной ценности, а также на способы переживания гнева и злости, страха, тревог. стыда и т.п.
Мы стараемся, чтобы анализ этих тем не воспринимался как очередное признание собственного несовершенства, а как добросовестная самооценка. Мы хотим, чтобы каждый участник осознал, что многие его поступки никогда бы не имели места, если бы он не находился под воздействием алкоголя или наркотиков. Мы стремимся к тому, чтобы результатом работы над Первым Шагом было осмысление того, что алкоголик, зависимый, без постоянных усилий раньше или позже пренебрежет своими обязанностями по отношению к самому себе, своим близким и своей работе и что никто не в состоянии предотвратить нежелательные чувства, которые его обуревают, однако, он не должен им поддаваться.
Работа над Вторым и Третьим Шагами — это попытка осознать, что путь к независимости в одиночку чрезвычайно труден и что в этом деле можно опереться на «Высшую силу», которую каждый должен определить для себя самостоятельно. Одновременно клиенты знакомятся с очередными Шагами АА/АН (4-12).
Как во время пребывания в режиме глубокого погружения, так и в программе «Возвращение», обязательно участие во встречах групп АА/АН. Группы встречаются вне центра, что дает участникам программ Школы отличную возможность завязать хорошие отношения с этими сообществами еще на этапах программ Школы.
Просвещение
Просветительно-информационный блок содержит лекции, прослушивание аудиозаписей, а также просматривание видеофильмов. Его целью является передача знаний на тему разнообразных проблем, связанных как с алкоголем, так и со зрелой, независимой жизнью.
Другие формы
Занятия, посвященные предотвращению рецидивов, раскрывают механизмы рецидива зависимости, учат, как различать сигналы рецидива и как в связи с этим поступать, а в индивидуальных случаях помогают также проанализировать рецидив.
Тренировки ассертивного поведения (Assertion training) —
учат справляться с социальными ситуациями, угрожающими прерыванием абстиненции. Дополнением к предлагаемым занятиям являются, рассматриваемые как факультативные, медитации ежедневно по утрам.
Каждый участник учебной программы обязан иметь тетради, которые после окончания лечения берёт с собой домой. В одной из них он ведёт дневник чувств и выполняет порученные задания (в рамках индивидуальной программы), во второй — ведёт записи по тематике занятий по просвещению. Благодаря этому он может вернуться к избранным темам и ещё раз их проанализировать, а что ещё важнее, благодаря ежедневным записям в дневнике чувств, он может легко заметить происходящие в нём самом перемены.
Программа для семей
Один раз в неделю проводятся групповые учебные встречи, предназначенные для близких родственников клиентов Школы. Мы предлагаем провести семейную сессию. Рекомендуем семьям участие в группах Ал-Анон и Нар-Анон.
Фармакотерапия
Мы избегаем применения фармакотерапии, в частности, введения каких бы то ни было успокаивающих, снотворных и болеутоляющих средств, так как они могут привести к очередной наркотической зависимости.