Что такое химическая зависимость?
Химической зависимостью называют зависимость
от ПАВ (Психо Активных Веществ)
ПАВ — то, что зависимый употребляет, разными способами:
пьет / колется / нюхает / курит
Всемирная Организация Здравоохранения такие зависимости как алкоголизм, наркомания признает заболеваниями. Эти заболевания зарегистрированы в международной классификации болезней под определённым номером.
Если кто – то считает, что алкоголизм или наркомания связаны
- с плохим воспитанием,
- с отсутствием силы воли,
- с дурными наклонностями,
- что только слабые личности становятся зависимыми
<=== все это – ошибочное мнение
Зависимость от алкоголя, наркотиков и других ПАВ — это
- хроническое
- неизлечимое
- смертельное заболевание
но жить с этим заболеванием можно, если не употреблять ПАВ.
Это заболевание невозможно вылечить, и даже, если алкоголик или наркоман находится в состоянии ремиссии, т.е. не пьёт или не колется, заболевание продолжает прогрессировать.
Вылечить НЕЛЬЗЯ, а жить с ним — можно, если отказаться от употребления наркотиков.
В данном случае выздоравливать — это значит менять качество жизни, но для этого надо работать над собой ежедневно
(наподобие человека, бегущего вверх по эскалатору, который опускается вниз).
В 1935г. в Америке зародилось движение взаимопомощи АА (анонимных алкоголиков), в настоящее время это движение широко распространено во всём мире. Программа взаимопомощи «12 шагов» АА, с успехом используется и AN (анонимными наркоманами), а также при других видах зависимостей, которых насчитывают более чем 90 видов. Такие программы существуют и в нашем городе, они помогают зависимым не только оставаться в трезвости, но и выздоравливать. Такая программа есть и для членов семьи с алкогольной проблемой, называется Ал – Анон, и для родителей наркоманов — называется Нар-Анон.
Употребление алкоголя или других наркотических средств, среди подростков могут иметь разные причины:
- групповая солидарность со сверстниками
- стремление адаптироваться в группе референтных сверстников
- любопытство
- демонстрация независимости
- желание снять барьеры в поведении, выражение своего превосходства («ничто не может повредить мне»)
- желание расслабиться, уйти от проблем
- иногда к употреблению подростка толкают деструктивные взаимоотношения в семье
Стадии развития зависимости
Любая зависимость развивается одинаково и имеет четыре стадии:
- экспериментирование
- регулярное употребление (поиск эмоционального подъёма)
- злоупотребление (привычный способ эмоционального подъёма)
- зависимость (использование наркотиков для приведения себя в нормальное состояние)
Во время стадии экспериментирования наркотические вещества принимаются эпизодически, чаще это более лёгкие виды наркотических веществ, например, пиво, марихуана, вдыхание паров клея, или аэрозоля. Это слабо сказывается на учёбе, на взаимоотношениях со сверстниками, в семье и на самой личности подростка, а состояние опьянения достигается легко из-за низкой толерантности. Разговоры фокусируются на наркотиках.
Во время стадии регулярного употребления наркотики могут регулярно употребляться по выходным дням, а на буднях эпизодически. Успеваемость в школе падает, подросток может начать пропускать занятия. Возникают провалы в памяти, когда подросток не может вспомнить определённые события. Подросток может употреблять в одиночку и в компании более опытных сверстников. Можно заметить изменения в одежде, музыкальных пристрастиях, в лексиконе, подросток разговаривает по телефону шифром, который невозможно понять, в мировоззрении («В жизни всё надо попробовать»), появляются новые друзья-однодневки, возвращение домой становится всё более поздним. Появляются резкие перепады в настроении, особенно при усиливающемся привыкании (когда необходимо принимать всё большие дозы наркотика). При регулярном употреблении периодически можно замечать симптомы, связанные с прекращением приёма, такие как лёгкий насморк, чихание, покашливание, озноб (очень похоже на простуду). Появляется привычка, подросток начинает заранее планировать следующее употребление. Он вынужден постоянно заботиться о пополнении запасов алкоголя, наркотиков. Заброшенными оказываются многие виды деятельности, в особенности спорт. В семье усиливаются конфликты, реагируя на поведение подростка, родители усиливают репрессивные меры.
Стадия злоупотребления характеризуется употреблением наркотиков, алкоголя в будние дни недели со следующими сопутствующими эффектами: снижением успеваемости в школе, избеганием близких друзей, ссорами, драками в семье; депрессией, воровством, ложью и искажённым восприятием действительности. Увеличивается потребность в более сильных наркотиках и частоте их приёма. На этой стадии наркотическое опьянение становится нормой. Чтобы добыть деньги подростки начинает воровать, и часто у него возникают трудности с законом, девочки начинают заниматься проституцией.
Наконец, стадия зависимости, употребление используется для того, чтобы чувствовать себя нормально, употребление становится образом жизни и всякая другая деятельность теряет смысл. Если на начальные стадии проходят под лозунгом «Живу, чтобы употреблять», то на стадии зависимости лозунг становится «Употребляю, чтобы жить». На этой стадии подросток бросает школу или его могут исключить из неё. Его поведение становится асоциальным. Конфликты в семье могут достигать максимального накала. Подросток переживает целый спектр чувств, отчасти обусловленных изменениями в физиологии: злость, депрессия, чувство вины, жалость к себе. Ухудшается физическое состояние, происходит потеря веса, частые болезни, гепатит, ВИЧ, венерические заболевания, потеря памяти, невозможность сосредоточиться, ухудшение мыслительных способностей и др. могут возникать суицидные мысли. На этой стадии происходит усугубление проблемы, но зависимый всё больше отрицает её серьёзность. (Отрицание – это один из симптомов заболевания). Самим человеком его состояние воспринимается как нормальное, тогда как в действительности его проблемы становятся заметны любому постороннему человеку.
Хим. зависимость можно рассматривать как био–психо-социо–духовную болезнь, т.к. употребляя, человек приобретает проблемы на всех уровнях своего существования.
Био – Биологический уровень. Хим. зависимость разрушает здоровье, разрушает тело, жизненно важные органы, болезни, смерть.
Психо – Психический уровень. Меняется мировоззрение, ценности. Появляется мышление «тоннельное», навязчивые мысли, желание менять эмоциональное состояние. Происходит нарушение психических функций (внимание, память, мышление).
Социо – Социальный уровень. Деформация межличностных отношений, конфликт с обществом, совершение противоправных действий.
Духовный уровень. Цинизм, безнравственность. Наркотическое вещество становится богом, ему поклоняется наркоман.
Созависимость
Созависимость – приобретенное и усвоенное дисфункциональное поведение, которое м.б. связано с воспитанием в дисфункциональной семье и в дисфункциональном обществе, возникающее вследствие незавершенности решения задач развития в раннем детстве. Многие проблемы, которые существуют у родителей, являются результатом их неправильного воспитания в родительских семьях, а проблемы ребёнка взаимосвязаны с проблемами взрослых членов семьи. Другими словами можно сказать, что мы передаём свои проблемы по наследству. Важным элементом лечебной психотерапевтической среды для химически зависимого является его привычное окружение, его семья.
Родители, жены и мужья, дети – все они могут стать для человека
- и причиной употребления
- и причиной стремления жить здоровой и достойной уважения личностью.
К сожалению, при решении данных вопросов часто выявляется простая неосведомленность родственников и друзей химически зависимого об их реальной роли в его жизни.
Семья с алкогольной проблемой напоминает сказку «Репка». Помните: «Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку». Хотя здесь говорится о ситуации, когда не столько человек тянется за рюмкой, сколько рюмка тянет человека. Рюмка «тянет на дно», допустим Петра. Петр тянет жену, жена – детей. Часто это называют кругооборотом зависимостей.